Каталог

История инструмента: культиватор

Древнейшим прообразом культиватора была изобретённая ещё на заре Цивилизации мотыга. Примитивное донельзя приспособление, она тем не менее верой и правдой служила (и продолжает служить) людям на протяжении тысячелетий. Первые же изображения мотыги появились ещё в Древнем Египте и датируются четвёртым тысячелетием до нашей эры.


Людьми неоднократно предпринимались более или менее успешные попытки создать механизированные приспособления, которые позволяли бы быстрее обрабатывать большие территории. Для движения подобных механизмов использовали животных. Но из-за дороговизны, сложности и ненадёжности конструкции, все эти решения так и не получили широкого распространения.

Но всё изменилось к началу 20-го века. К тому времени развитие техники уже позволяло создавать относительно компактные двигатели, которые можно было задействовать, в том числе, и в сельском хозяйстве. Самые первые устройства, которые можно назвать мотокультиваторами, были созданы инженером Конрадом Виктором фон Мейенбургом-Мартином, немцем по происхождению, выросшим и проживавшим в Швейцарии. Работы в данном направлении он начал ещё в 1893 году, но потребовалось немало времени, прежде чем удалось создать действительно полезное приспособление.

В 1910 году было запатентовано устройство, получившее название «Motorwagen für landwirtschaftliche Arbeiten» (буквально «двигатель для сельскохозяйственных работ»). Собрано оно было в небольшом заброшенном здании в Цюрихе. Публичная демонстрация работы первого в истории мотокультиватора вызвала восторг у журналистов из специализированных издательств. Годом позже в швейцарском городе Базеле была основана компания Patentverwertungsgesellschaft Motorkultur AG, задача которой заключалось в улучшение изобретения. Были построены новые, более совершенные и производительные решения.

При этом новая компания не ставила перед собой целей по налаживанию массового производства. Главной задачей было создание качественного оборудования, которое потом можно было бы лицензировать более крупному производителю. В результате права на выпуск такой техники были приобретены знаменитым немецким брендом Siemens и некоторыми другими компаниями из Европы и США. Предпринимались попытки наладить выпуск электрических решений, но от электродвигателей быстро отказались в пользу ДВС, куда более практичных в полевых условиях.

Первые модели мотокультиваторов были, по сути своей, специализированными тракторами, тяжёлыми и дорогими. Не удивительно, что изобретатели и конструкторы со всего мира стремились к удешевлению и облегчению их конструкции. Как грибы после дождя начали появляться всевозможные фирмы, предлагавшие интересные и не очень решения, имевшие подчас весьма необычную конструкцию. Подавляющее большинство этих производителей так и остались никому неизвестными и о их существовании мы знаем только благодаря рекламе, оставленной в журналах тех лет. На самом деле, про развитие сельскохозяйственной техники того времени можно было бы написать целые тома, страницы которых буквально пестрели бы всевозможными забытыми сегодня названиями.


Одновременно с конструкцией самих мотоблоков развивались также и навесные приспособления для них. Производители быстро осознали их важность и начали активно работать в данном направлении. Уже к середине 20-х голов прошлого века число наименований данной продукции исчислялось десятками.

Совершенствование культиваторов активно велось весь 20-й век и продолжается по сей день. Эти приспособления стали компактными и доступными, значительно повысилась их надёжность. Глядя на эти механизмы, уже трудно поверить, что все они – прямые наследники громоздких и неуклюжих решений Конрада Виктора фон Мейенбурга-Мартина.

04.08.2020
Поделиться